На главную Написать письмо Карта сайта  
Оценка экологической безопасности жилых и производственных помещений
     
   
 
Экологический мониторинг
 
Эффективность СУОС на предприятии
 
Экологическая политика
 
Системы экологического менеджмента
 
Концепция экологического менеджмента
 
 
ДОКУМЕНТЫ:                 
 
Постановление о введении в действие санитарных правил
 
Приказ об утверждении "Порядка организации проведния лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами"...
 
Закон об охране окружающей среды
 
ГОСТ Р ИСО 14001-98
 
ГОСТ Р ИСО 14004-98

Сертификация СУОС на предприятиях

          Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему выяснения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства. Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд – чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Именно стремление получить формальную регистрацию и документально обосновать заявление о выпуске “экологически чистой” продукции, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.
          Несмотря на добровольность стандартов, предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO–сертифицированные компании).
          Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение ЭМС, можно назвать такие, как:
- улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
- экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
- увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
- желание завоевать рынки “зеленых” продуктов;
- улучшение системы управления предприятием;
- интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.
          По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д. Ожидается, что стандартный процесс сертификации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.
          Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность “двойной” сертификации для уменьшения общей стоимости.
          При внедрении ISO 14000 обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.
          Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.2000 г. № 38 в Государственном реестре зарегистрирована Система добровольной сертификации «Военный регистр», предназначенная для проведения добровольной сертификации вооружения и военной техники (ВВТ), боеприпасов, их составных частей, комплектующих изделий, систем качества (СК) и систем управления окружающей средой (СУОС) объектов военной деятельности и организаций промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ (ГОЗ).
          С целью предварительного отбора предприятий для участия в конкурсе на получение ГОЗ  проводится комплексная оценка  организаций и предприятий заявителей, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», требованиям приказа Министерства обороны Российской федерации, а также в соответствии с «Положением о порядке организации и проведения в Министерстве обороны Российской Федерации конкурсов и заключения государственных контрактов (договоров) на разработку и поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг».
          Предприятия, подающие заявку на проведение комплексной оценки, направляют заказчику комплект документов включающие также документы о наличии и эффективности системы управления окружающей средой на предприятии (сертификат, заключение), оформленные в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и выданные органами по сертификации, аккредитованными в Системе добровольной сертификации “Военный Регистр”.
          Сертификация в Военном регистре является одним из способов независимого объективного подтверждения качества ВВТ и его соответствия стандартам и установленным требованиям, что предусмотрено Федеральными законами «О поставках продукции для государственных нужд», «О государственном оборонном законе», «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Сертификация в Военном Регистре дополняет сложившуюся в МО РФ практику контроля над разработкой, производством и поставкой ВВТ.
          Комплекс международных стандартов ИСО 14000 «Системы управления окружающей средой» представляют собой нормативную базу для проведения экологической сертификации производств и направлены на обеспечение предприятий и организаций такими элементами эффективности СУОС, которые могут применяться вместе с другими требованиями для оказания помощи в достижении экологических целей с учетом требований охраны окружающей среды.
          Основной целью Подсистемы сертификации СУОС является обеспечение функционирования объектов военной деятельности и предприятий, выполняющих ГОЗ, при контролируемом минимально допустимом воздействии их на окружающую среду.
          “Донэкоцентр” является аккредитованным органом по сертификации систем управления окружающей средой системы добровольной сертификации “Военный Регистр”. Мы готовы профессионально оказать консалтинговые услуги, провести сертификацию по СУОС и выдать соответствующий государственный сертификат соответствия стандартам ISO 14000.
При наличии несоответствий, выявленных экспертной группой при проверке, предприятие получает заключение. После устранения всех несоответствий предприятию выдается сертификат соответствия стандартам ISO 14000.
Наличие авторитетного экологического сертификата станет существенным конкурентным преимуществом Вашего предприятия при получении государственного оборонного заказа, а также экспорте Вашей продукции.
 
          Порядок проведения работ по сертификации СУОС предприятий и объектов
 
1. Порядок организации и правила сертификации СУОС изложены в Руководящих документах Системы добровольной сертификации «Военный Регистр» (далее Военный Регистр)  Подсистемы сертификации СУОС.
2. Для проведения сертификации СУОС Заявитель направляет в Руководящий орган Военного Регистра заявку по установленной форме.
3. Поступившие в Орган по сертификации из Руководящего органа Военного Регистра заявки подлежат регистрации в Секретариате Органа.
После регистрации заявки направляются в группу обеспечения Органа по сертификации, в которой проводится рассмотрение полноты поступивших заявочных документов и разрабатывается проект решения по результатам их рассмотрения.
4. При положительных результатах рассмотрения группа обеспечения Органа разрабатывает:
  • проект уведомления заявителя по результатам рассмотрения заявочных документов;
  • проект договора с заявителем на проведение сертификационных работ;
  • предложения руководителю Органа по назначению ведущего аудитора-эколога, ответственного за проведение работ по сертификации заявленной СУОС, и составу аудиторской группы.
5. Руководитель Органа по сертификации назначает ведущего аудитора-эколога, определяет состав аудиторской группы и письменно уведомляет заявителя о результатах рассмотрения заявочных документов по форме, приведенной в приложении 2.
К уведомлению прилагаются – проект договора с заявителем на оплату работ по сертификации СУОС и список аудиторской группы.
К уведомлению может быть приложена анкета-вопросннк для предварительной оценки СУОС.
6. Заявитель подписывает договор, согласовывает состав аудиторской группы и
осуществляет предоплату подготовительного этапа работ по сертификации.
Заявитель имеет право мотивированного отвода аудиторов-экологов, членов аудиторской группы, из состава комиссии с письменным обоснованием его причин.
Руководитель Органа по сертификации направляет руководителю группы сертификации заявку на сертификацию с комплектом прилагаемых документов, с указанием сроков выполнения работ по предварительной оценке СУОС.
7. Аудиторская группа проводит экспертизу заявочных документов, по ее результатам осуществляет предварительную оценку СУОС, разрабатывает и представляет руководителю группы по сертификации отчет о проведенной работе. Руководитель группы по сертификации согласовывает отчет и представляет его на утверждение руководителю Органа по сертификации.
Руководитель Органа по сертификации направляет заявителю отчет по результатам предварительной оценки СУОС с уведомлением о том, что дальнейшие работы по проведению аудита СУОС могут начаться после доказательного устранения несоответствий по документации, указанных в отчете, в соответствии с требованиями нормативных документов.
8. Заявка не регистрируется в случае:
  • несоответствия представленных материалов и нормативных документов требованиям Руководящего документа Военного Регистра – «Порядок сертификации систем управления окружающей средой»;
  • недоукомплектования заявки требуемыми материалами в оговоренный с заявителем срок;
  • невозможности экспериментально оценить заявленные экологические показатели самой организацией заявителя или привлеченными для этой цели организациями, о чем заявитель уведомляется в письменной форме.
При необходимости для разъяснения позиции Органа по сертификации о невозможности сертификации СУОС ведущий аудитор-эколог выезжает на объект за счет заявителя.
9. В случае отрицательных результатов предварительной оценки заявочных документов, заявителю направляется решение с указанием причин отказа в сертификации и рекомендациями по изменению заявки или по проведению мероприятий, которые сделают возможным проведение сертификации.
В этом случае Орган по сертификации и заявитель должны принять совместное решение о продолжении работ или их прекращении.
10. Заявитель имеет право на повторную подачу заявки в Орган по сертификации при условии предоплаты работ по ее рассмотрению и регистрации.
В случае повторной регистрации заявки на сертификацию заявитель высылает в адрес Органа по сертификации:
  • документ, подтверждающий оплату работ;
  • материалы для доукомплектования заявки;
  • заполненную анкету-вопросник.
11. В спорных случаях по поручению руководителя Органа по сертификации ведущий аудитор-эколог выступает с обоснованием невозможности сертификации СУОС заявителя в Апелляционной комиссии.
 
Rambler's Top100   
Разработано
в “Ante”
    инфокоммуникационные технологии    экологический мониторинг    экологический менеджмент ISO 14000    экологическое нормирование и услуги     контакты