На главную Написать письмо Карта сайта  
Оценка экологической безопасности жилых и производственных помещений
     
   
 
 
Эффективность СУОС на предприятии
 
Экологическая политика
 
Системы экологического менеджмента
 
Концепция экологического менеджмента
 
Сертификация СУОС на предприятиях
 
ДОКУМЕНТЫ:                 
 
Постановление о введении в действие санитарных правил
 
Приказ об утверждении "Порядка организации проведния лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами"...
 
Закон об охране окружающей среды
 
ГОСТ Р ИСО 14001-98
 
ГОСТ Р ИСО 14004-98

Экологический мониторинг

  •  


     
    ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
     
    Международная комиссия по окружающей среде и развитию
    (МКОСПР)
     
    «Устойчивое развитие призвано удовлетворять потребности нынешнего поколения, исключая возможный ущерб будущим поколениям людей в удовлетворении их потребностей»
    (МКОСР, 1987, стр. 43).
     
    Таким образом, устойчивое развитие (УР) может быть определено как «прогрессивное преобразование экономики и общества, поддерживаемое в течении длительного периода времени без нанесения серьезного и необратимого ущерба окружающей среде»
    (МКОСР, 1987, стр. 43).
     
     
    Международная Конференция  ООН по окружающей среде и развитию
    (КООНСР)
    «Повестка дня 21»
     
    По инициативе ООН в 1992 г., в Рио-де-Жанейро, была созвана Международная Конференция по окружающей среде и развитию (КООНОСР) для принятия срочных мер, направленных на приостановление безжалостного разрушения окружающей среды и поддержку устойчивого развития. Эта конференция известна также как «Встреча на высшем уровне по проблемам планеты Земля» или «Конференция Рио». Главным результатом «Встречи в Рио» явилось принятие «Повестки дня 21». Это внушительный документ, объемом 500 страниц, содержащий 40 глав, которые определяют контуры международного Плана действия для достижения устойчивого развития. Он охватывает широкий перечень проблем, связанных с естественными ресурсами и вопросами социально-экономического развития. Этот документ эффективно соединяет экологию и развитие, решительно ориентируется на достижение конечного результата и опирается на заинтересованность самого населения в решении этих проблем. Повестка дня 21 является ключевым документом в межгосударственных отношениях.
     
    Повестка дня 21 имеет следующую структуру:
    Вопросы социально-экономического развития: главы 1–8;
    Природные ресурсы, хрупкие экосистемы и человеческая деятельность; отходы промышленного производства: главы 9-22;
    Ведущие группы: главы 23-32;
    Средства достижения целей: главы 33-40.
     
    Другими наиболее важными документами Конференции в Рио являются: рамочная Конференция по изменению климата, Конвенция по биологическому разнообразию и Декларация Рио.
     
    Рамочная Конвенция по изменению климата выдвигает принцип, определяющий изменения климата как серьезную и возрастающую проблему. При этом подчеркивается необходимость действовать незамедлительно, не дожидаясь разрешения всех научных неясностей. Ведущие промышленные государства должны возглавить эту работу и компенсировать все расходы развивающихся стран, связанные с выполнением Конвенции. Конвенции, однако, не достает четких обязывающих положений.
     
    Конвенция по биологическому разнообразию направлена на сохранение биологического разнообразие планеты путем защиты биологических видов и экосистем и создания условий для совместного решения биологических и технических проблем. Конвенция подтверждает не только суверенные права государств на биологические ресурсы на собственной территории, но необходимость справедливого распределения биологических ресурсов.
     
    Декларация Рио содержит 27 принципов, определяющих деятельность по окружающей среде и развитию. Ряд принципов, касающихся взаимодействия торговли и окружающей среды, не отличаются четкостью установок, зато принципы, определяющие необходимость борьбы с бедностью, выражены достаточно ясно.
     
    Принципы управления, защиты и устойчивого развития всех видов лесов подчёркивают суверенное право государств эксплуатировать лесные ресурсы включая защиту и управление лесным хозяйством.
     

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р
     
    П. 5.4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение
     
    Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого необходимы:
           - развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов;
           - совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический  мониторинг, включая формирование  фонда информационных ресурсов по окружающей среде;
           - обеспечение достоверности сопоставимости измерений и оценок показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
           - совершенствование системы показателей, создание методологии и аппаратного обеспечения системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
           - организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
           - совершенствование учета и контроля за обращением ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
           - обеспечение практического выявления  обозначения на местности всех территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими веществами масштабах, представляющих опасность для окружающей среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
           - проведение инвентаризации экологически опасных промышленных и сельскохозяйственных производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения их ранжирования по степени опасности, формирование    и ведение кадастров объектов негативного воздействия состояние окружающей среды федерального уровня, уровня  субъекта Российской Федерации, муниципального уровня;
           - завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и принятие мер по их реабилитации;
           - инвентаризация   территории   для   выявления   и   специальной охраны   земель,   пригодных   для   производства   экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими  запасами   питьевой   воды;   лесных   массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных  регионов; земель, обладающих     особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
           - обеспечение  бесплатного доступа  граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
           - формирование системы государственных кадастров природных
    ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных
    территорий, включая территории традиционного природопользования;
           - ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
     

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
     
    Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года
     
    Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
     
    В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
     
    Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
    Статья 1. Основные понятия
    …………
     
    В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
    …………
     
    мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
    государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    ………
     
    Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
     
     
    К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
    …………
     
    государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
    …………
     
    обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
    …………
     
    осуществление экологической паспортизации.
    …………
     
    Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ)
     
    Статья 63. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)
     
    1. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
    2. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.
    3. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально - экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
    Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.
    …………
     

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
    И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
     
    Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности.
     
     Для этого необходимы:
     
    • развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биологического разнообразия, почв и абиотических компонентов;
     
    • совершенствование нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический  мониторинг, включая формирование  фонда информационных ресурсов по окружающей среде;
     
    • обеспечение   достоверности   и   сопоставимости   измерений   и оценок  показателей состояния экологической обстановки как по отдельным отраслям, так и по административно-территориальным образованиям страны;
     
    • совершенствование системы показателей, создание методологии
    и аппаратного обеспечения системного мониторинга экологического состояния территории Российской Федерации, включая комплексную оценку состояния окружающей среды;
     
    • организация на потенциально опасных объектах специальных
    систем мониторинга воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
     
    • совершенствование учета и контроля за обращением ядерных
    материалов, радиоактивных веществ и отходов;
     
    • обеспечение    практического    выявления    и    обозначения    на местности    всех  территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо    опасными    и    другими веществами    в    масштабах, представляющих   опасность   для окружающей среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой хозяйственной, военной и иной деятельности;
     
    • проведение инвентаризации экологически  опасных промышленных  и сельскохозяйственных    производств, инженерных сооружений, захоронений отходов с оценкой риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения   и   их   ранжирования   по   степени   опасности, формирование    и   ведение    кадастров    объектов   негативного воздействия   на   состояние   окружающей   среды   федерального уровня, уровня  субъекта  Российской  Федерации, муниципального уровня;
     
    • завершение работ по выявлению зон экологического бедствия и
    принятие мер по их реабилитации;
     
    • инвентаризация   территории   для   выявления   и   специальной охраны   земель,   пригодных   для   производства   экологически чистой сельскохозяйственной продукции; водных объектов со стратегическими  запасами   питьевой   воды;   лесных   массивов, имеющих особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных  регионов; земель, обладающих     особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
     
    • обеспечение  бесплатного доступа  граждан Российской Федерации к экологической информации, жизненно важной для их безопасности, и открытости иной информации о состоянии окружающей среды, в том числе о всех проектах, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе;
     
    • формирование системы государственных кадастров природных
    ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных
    территорий, включая территории традиционного природопользования;
     
    • ведение единого государственного реестра Российской Федерации для учета результатов государственной элогической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
     

     

     
    Постановление правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177
    "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)"
     
    В целях реализации Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга).
    2. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №48, ст. 4661).
    Председатель Правительства РФ М.КАСЬЯНОВ
     
    Утверждено
    Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 г. № 177

     


     
    Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга
    окружающей среды (государственного экологического мониторинга)

    1.     Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом)понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется экологический мониторинг).
    Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
     
    2.    Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерcтво сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.
     
    3.     Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:
    • формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;
    • взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;
    • осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информацион­ных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.
     
    4.    Министерство природных ресурсов Российской Федерации:
    •  координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга;
    • согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического монитjринга;
    • обеспечивает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместимость информационных систем и баз данных о состоянии окружающей среды, а также создает условия для формирования и защиты государственных информационных ресурсов в этой сфере.
     
    5.    Экологический мониторинг осуществляется в целях:
    • наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
    • оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
    обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
     
    6.    Информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при:
    • разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и принятии соответствующих решений;
    • разработке федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации, инвестиционных программ, а также мероприятий по охране окружающей среды;
    • осуществлении контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля) и проведении экологической экспертизы;
    • прогнозировании чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по их предупреждению;
    • подготовке данных для ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды.
     
    7.     При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
    • организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
    • оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
    • информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;
    • формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
    • обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.
     
    8.     Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга взаимодействуют:
    • с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    •  с Министерством здравоохранения Российской Федерации - в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга;
    •  с Российским авиационно-космическим агентством - при предоставлении и использовании методов и средств дистанционного зондирования Земли в интересах обеспечения экологического мониторинга.
     


     
    Региональные корпоративные системы экологического мониторинга (РКСЭМ)
     
    Создание единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) невозможно без решения ряда экономических, информационных, управленческих и правовых проблем. Кроме этого необходимо отметить, что система, интегрирующая информацию в одной точке управления, не позволяет качественно обрабатывать гигантский объём информации и способствовать принятию экологически выверенных управленческих решений, особенно на региональном уровне.
    Актуальность региональных экологических проблем диктует поиск жизнеспособного решения, которое учитывает региональные особенности, позволяет объединить экологические информационные ресурсы региона, содержит внутренние механизмы мотивации экологически устойчивого развития.
    Вариантом такого решения является Региональная корпоративная система экологического мониторинга (РКСЭМ), в основу функционирования которой положены следующие положения:
    -   основу РКСЭМ составляют информационно – коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе ГИС-технологии;
    -   организация межведомственного информационного взаимодействия организаций, реализующих функции контроля и охраны окружающей среды и рационального природопользования;
    -   корпоративный обмен данными сетевых и точечных наблюдений и измерений, на основе экономической и информационной целесообразности для участников обмена;
    -   использование информационных ресурсов космических систем (КС) дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
    -   работу РКСЭМ организует и координирует организация – оператор.
    Технология РКСЭМ отвечает основным принципам ГСМОС (Глобальная сеть мониторинга окружающей среды), требованиям международных стандартов ISO и учитывает специфику источников воздействия, природных факторов, определяющих состав объектов окружающей среды территории мониторинга.
     
    РКСЭМ позволяет:
    -  оптимально и взаимовыгодно использовать экологические информационные ресурсы ведомств, предприятий и учреждений для создания корпоративных баз данных;
    -  устанавливать тренды и тенденции экологического развития элементарных ландшафтов и выделенных экологических объектов исследуемого региона за определенный период;
    - выявить и контролировать развитие и распространение экологических процессов, наиболее характерных для каждого ландшафта или объекта исследуемого региона на данном этапе его развития;
    -   определить участки исследуемого региона с развитием экологически опасных и неблагоприятных процессов;
    -   создать корпоративную информационную компоненту анализа, прогноза и подготовки принятия решений в области природоохранной деятельности.
     
    Природоохранный эффект РКСЭМ состоит в следующем:
    -   получение достоверной информации о современном состоянии территории   мониторинга с целью принятия решений по выбору оптимальных программ контроля, защиты и восстановления компонентов окружающей среды;
    -   совершенствование системы контроля и нормирования параметров окружающей среды в связи с разработкой критериев оценки допустимых воздействий;
    -   возможность перспективного планирования развития исследуемого региона и  выработки управленческих решений при выдаче различного рода разрешений, заключений и согласований.
     
    Критерии оценки экологического воздействий в РКСЭМ.
    Основой решения задач экологического мониторинга является пространственная унификация показателей с использованием выбранных ландшафтно-территориальных единиц (ЛТЕ). В качестве ЛТЕ могут использоваться водосборные бассейны, ландшафты, административные границы, селитебные зоны, регулярные сетки и др.
    В качестве показателей используются либо количественные характеристики техногенных воздействий (информация об искусственных сооружениях, техногенных ландшафтах), характеристики природных компонентов (описание природного ландшафта) либо характеристики, включающие как техногенную, так и естественную составляющую (информация об антропогенно измененных ландшафтах, о результатах деятельности человека).
    Критериями оценки должны быть доступность и представление о важности признака, т.е. о силе его влияния на другие характеристики.
    Так воздействия различного рода можно классифицировать по следующим признакам:
    -   по направленности (кругооборот вещества и энергии в природе);
    -   по генезису (физические, химические, биологические, смешанные);
    -   по интенсивности (слабые, средние, сильные);
    -   по масштабу (точечные, локальные, региональные);
    -   по длительности (кратковременные, длительные, постоянные);
    -   по периодичности (периодичные, постоянные).
     
    Методы экологической оценки воздействия в РКСЭМ.
    В качестве методов оценки различных воздействий при проведении экологического мониторинга могут использоваться интуитивные и количественные методы оценки.
    К интуитивным методам можно отнести:
    1) морфологический анализ (выявление структуры и закономерности развития объекта);
    2) метод аналогии (сравнение с объектами-аналогами);
    3) метод экспертных оценок (анализ мнений и выводов различных экспертов)
    В качестве количественного или математического метода можно использовать метод линейных оценок вида:
    К = а1 * Н1 + а2 * Н2 + ... + аi * Нi,
    где:
    аi – весовой коэффициент,
    Нi – нормированное значение показателя.
    Нормированное значение определяется путем приведения параметра к безразмерному виду, главное условие, которое должно при этом соблюдаться, заключается в том, чтобы параметр при нормировании не принимал отрицательные значения и не был больше единицы. Выбор весовых коэффициентов проводится экспертно, например, по степени влияния на окружающую среду и весу каждого параметра – пропорционален его важности.
    Rambler's Top100   
    Разработано
    в “Ante”
        инфокоммуникационные технологии    экологический мониторинг    экологический менеджмент ISO 14000    экологическое нормирование и услуги     контакты